Принципы расположения в кадре главного объекта фотосъемки
Большинство начинающих фотографов часто не имеют ни малейшего представления как правильно расположить на фотоснимке основной его объект. Нередко они просто располагают его посередине, полагая, что это единственно правильное и возможное для него место. Насколько ошибочными могут быть такие действия?
Эта статья поможет вам поместить снимаемый объект в кадре надлежащим образом.
- Центральное расположение
Несмотря на все вышесказанное о центральном местоположении главного снимаемого объекта, в фотографии все же имеется для него место, только в очень узких рамках. С центральным расположением снимаемого объекта хорошо смотрятся, например портреты людей. Неплохо будут смотреться объекты, имеющие симметричную форму — здания или снятые спереди автомобили, а также отдельные предметы в кадре с сильно обрезанными краями. Так что будьте предельно осторожны и внимательны при выборе центрального расположения ваших снимаемых объектов.
- 2. Расположение вне центра
Если вам необходимо расположить снимаемый объект посередине сцены, постарайтесь немного сместить его в любую сторону, так чтобы он не находился точно в центре кадра. Это поможет сделать ваше изображение более приятным для зрительного восприятия.
- 3. Правило третей
Возможно, вы уже слышали об этом правиле, открытом древними греками и используемом на протяжении веков в искусстве и живописи. Знания правил и возможных мест расположения снимаемого объекта позволяют нарушать эти же правила, если это работает в направлении создания лучшего или более динамичного изображения. Но, вернемся к правилу третей или к правилу двух третей, как его тоже часто называют.
Представьте себе поле для игры в крестики-нолики: две вертикальные и две горизонтальные линии, разделяющие снимаемую сцену на трети. Там, где эти линии пересекаются и находятся ваши ключевые точки. Это и есть те точки, на которых вы можете поместить ваш главный снимаемый объект для получения наилучшего зрительного эффекта.
Взгляните на фотографии или обложки популярных журналов и убедитесь, на скольких из них использовано именно это правило. Но не только эти точки помогают создавать превосходные фотоснимки — вертикальные или горизонтальные линии делают то же самое. Если вы снимаете высокий объект или стоящего в полный рост человека, расположите их в кадре на одной из двух вертикальных прямых. То же самое относится и к пейзажным фотоснимкам с отображением горизонта. Горизонт всегда должен находиться на одной из горизонтальных линий (а не посередине кадра), создавая поразительные ландшафтные фотоснимки.
При расположении снимаемого объекта в соответствии с правилом двух третей, изображение становится более сбалансированным и приятным для глаз зрителя. Вы можете добавить другой (дополнительный) координационный центр в ваш сюжет, но он никогда не должен конкурировать с основной темой, поэтому он должен быть меньшим и не доминирующим на фотографии.
Правильное расположение главного снимаемого объекта имеет ключевое значение для каждого изображения. Так что практикуйтесь и экспериментируйте с расположением в кадре ваших объектов, используя эти не хитрые советы.
Удачных фотоснимков!
Да, самые популярные правила расположения основного объекта описаны и писать ещё что-то по ним, нет никакого смысла. Правда последнее правило называется правило «одной трети», или правило «золотого сечения», как я понял, ну да ладно, не в название же дело… Но, есть ещё одно менеее известное правило- правило «диагоналей», по которому главный объект должен находиться по диагонали кадра (к примеру от верхнего левого угла к нижнему правому углу снимка). Этим правилом особенно удобно пользоваться при создание фотографии речки, дороги, моста и тд.
Ну есть и совсем экзотические правила, например, когда главные предметы на снимке образуют какие-то просты геометрические фигуры, например, окружность, квадрат или треугольник. Но пользоваться последним правилом новичку очень сложно, поэтому лучше остановиться на предыдущих.
Я всегда стараюсь взять всё по центру.
Вообще-то всё зависит от самого объекта и от типа съёмки. К примеру, если это макросъёмка, то объект действительно в большинстве случаев нужно размещать по центру, в других случаях- попробуйте воспользоваться правилом «золотого сечения». Кстати, в этой статье первая фотография как раз сделана по правилу «золотого сечения» а не по центру. Примером фотографией с размещением по центру может служить портретная съёмка крупным планом.
У меня тоже осталось это правило «центра» еще с тех времен, оказывается все не так просто.. Хотя сейчас стараюсь оценить больше общую обстановку и исходя из каких-то своих знаний делать снимок.
хм, а я все стараюсь Все предметы размещать по центру…
С тех пор, как я начала регулярно читать статьи на блоге, фотки явно стали лучше. В том числе и по расположению главного объекта ))
Спасибо, я рад что у Вас все получается!
Центр композиции может быть не по центру строго. Очень интересная статья.