Поляризационный фильтр и градиентный фильтр нейтральной плотности в пейзажной фотографии
В пейзажной фотографии также как и в портретной, стилистической или предметной фотосъемке, точная передача цвета снимаемого сюжета имеет решающее значение. Эта задача особенно трудно разрешима в ландшафтной фотографии.
Дело в том, что на таких фотоснимках имеются более широкие различия в динамическом диапазоне, не только между передним и задним планом, но в первую очередь между верхней и нижней частями кадра — между небом и землей. Если вы занимаетесь фотосъемкой пейзажей, преодоление этого препятствия потребует наличия в вашем арсенале одного из двух (если не обоих) нижеописанных фильтров, даже если вы не используете фильтры для любых других ваших фотографий.
- Поляризационный фильтр
Поляризационные фильтры, которые иногда называют секретным оружием профессиональных ландшафтных фотографов, помогают создавать богатые и более яркие цветовые оттенки на фотографии.
Такой фильтр выполняет двойную функцию:
- удаляет блики и отражения с таких ярких поверхностей, как вода или скалы
- затемняя небо, он добавляет ему яркие оттенки синего цвета, при этом увеличения цветовую и тональную насыщенности по всему кадру.
Поляризационные фильтры являются наиболее эффективными при фотосъемке под углом 90 градусов к солнцу. Поэтому такой фильтр будет наименее результативным в моменты, когда солнце будет находиться впереди или позади вас. Поляризационный фильтр также может вам помочь выделить на фотоснимке облака, но нужно быть при этом весьма осторожным с выбором объектива. Так же, как вы можете переусердствовать при постобработке изображения, вполне возможно перестараться и при самой фотосъемке, если вы используете поляризационный фильтр в паре со сверхширокоугольным объективом. Результатом будут неравномерные оттенки синего цвета на перенасыщенном небе.
Этот снимок сделан без поляризационного фильтра.
А это та же сцена, снятая с применением поляризационного фильтра.
- Градиентный фильтр нейтральный плотности
Градиентный фильтр нейтральной плотности помогает сбалансировать экспозицию между нижней частью сюжета (землей) и его верхней половиной (небом). Это позволяет получить экспозицию фотоснимка в диапазоне, с которым фотокамера не может справиться самостоятельно. Например, если выставить экспозицию фотоснимка ориентируясь по земле, то вы получите белое или серое, безликое и размытое небо. В то же время произведенный экспозамер по таким потрясающе голубым, мягким и волнистым облакам, сделает землю такой темной, что вы потеряете большую часть деталей сюжета, которые намеревались отобразить на фотоснимке в первую очередь.
На примере этого широкоформатного градиентного фильтра нейтральной плотности вы сможете убедиться, насколько он ценен и незаменим для точной передачи цветовых оттенков в пейзажной фотографии.
Такой фильтр имеет темное покрытие в верхней части, совершенно прозрачный в нижней части, и покрыт нейтральным оттенком серого цвета между ними. Фильтры доступны в двух вариантах исполнения. Вариант в круговом исполнении крепится к передней части объектива, как и любой другой традиционный фильтр. Другой тип является квадратным или прямоугольным фильтром, который вы держите в руке перед объективом фотокамеры.
Принцип работы обоих типов одинаков — затемнение неба, чтобы избежать резких контрастов на нем, оставляя при этом нетронутой и не «фильтрованной» землю. В результате получается плавный яркостной переход, который обеспечивает правильную экспозицию по всему кадру. А вы получите яркие, насыщенные, и (самое главное) точные цветовые оттенки на всех ваших пейзажных фотоснимках.
Да…, использование фильтров, зачастую помогает улучшить качество фотографии. Поляризационный фильтр, пожалуй, самый распространённый и известный, в статье всё хорошо про него расписано, в основном его назначение, это повышение насыщенности… Градиентный- повышение контраста…. Так же хотелось ещё упомянуть, про ультрафиолетовый фильтр (его часто называют защитный), который, как вы поняли используется для съёмки в жаркий летний день…. Вру,не только в жаркий летний день, его практически всегда используют, так как он прекрасно справляется с защитой объектива от физических повреждений (царапин, пыли…) .
Так же фильтры имеют и недостатки, всё дело в том, что при их использование снижается кол-во проходящего света, а значит фотограф будет вынужден использовать более длительную выдержку. Ну и второй, недостаток, то что их нельзя прицепить на подавляющие большинство мыльниц))))))))
Кроме того, при обработки фотографий (очень желательно снятых в RAW-формате), фотограф может допиться практически такого же качества снимка, как и с использованием фильтров. Поэтому, применять или нет, поляризационный или градиентный фильтр, уже Ваше дело, но применять ультрафиолетовый фильтр, хотя бы для защиты объектива, я бы советовал.
Имитировать полярик в фотошопе не получиться! Поэтому он должен быть!!
Спорный вопрос. В полной степени- конечно нет, нельзя, как нельзя, к примеру полностью имитировать нейтральный (затемняющий) фильтр, но значительно улучшить качество фотографии, а зачастую и приблизиться к эффекту, который даёт полярик- можно. Я же рекомендовал бы увлеченным фотолюбителям иметь именно три фильтра, это ультрафиолетовый, поляризационный и нейтральный….
Ваш комментарий, идеально дополняет статью. Что касается ультрафиолетового фильтра, то у меня это незаменимое дополнение к моему объективу.
Спасибо на добром слове. И правильно делаете, одно дело угробить фильтр и совсем другое дело- угробить дорогой объектив.
PS. За грамматику прошу прощения. Фразу «фотограф может допиться…», следует читать, как «фотограф может доБиться» (хотя и допиться он тоже может, но то уже речь, не про обработку фотографий, а, скорей всего, про творческий кризис)))))))
Как все сложно и далеко от наших любимых мыльниц.
поддерживаю тут зеркалка нужна, а не мыльница
Материал для профи, есть к чему стремиться ))
Слышал, что поляризационные фильтры раньше были у профи, как секретное оружие, а если не использовать защиту, то подобного эффекта можно добиться в фотошопе.
Ну, в Фотошопе можно добиться просто невиданных результатов
А я такими фильтрами ни разу не пользовался ещё.