Видеть «как фотоаппарат» — как этому научиться
Законы фотографии — достаточно гибкие. Многие мастера намеренно игнорируют и «правило третей», и многие другие рекомендации, поскольку такое нарушение правил предоставляет определенную свободу.
Тем не менее, существуют законы оптики, пренебрегать которыми ни в коем случае нельзя.
Человеческий глаз в принципе не может видеть так, как это делает техника, но научиться «понимать» объектив можно. Более того, это очень важно, ведь от этого напрямую зависит получаемый результат и его качество.
Как видит фотоаппарат
Во-первых, отличается количество цветов и цветопередача. Впрочем, это наименьшее зло, поскольку подобные нюансы легко усовершенствуются с помощью современных компьютерных программ. Тем не менее, существует одна важная особенность — человек воспринимает мир в динамике, а работа техники — делать «слепки», причем статичные, каждого конкретного момента. Профессиональные фотографы знают эту особенность как «дважды два». Понятно, что они не видят то же самое, что и объектив, но они умеют заранее оценивать результат.
Итак, вы нажимаете на кнопку и фиксируете тем самым определенный момент. Кадр всегда будет статичен, а чтобы добавить в него движения, следует пользоваться «законами» фотоаппарата. Человеческое зрение объемно. Попробуйте закрыть один глаз и походить так некоторое время — вы будете видеть плоскость, лишенную глубины, то есть как раз то, что и видит фотоаппарат.
Как понять технику
Вернуть движение в кадр можно несколькими способами — например, можно заморозить движение. Так, фигура, зависшая в воздухе, в любом случае будет восприниматься зрителями как движущаяся. Движение можно «размазать» — при этом фигура будет выглядеть несколько расплывчато, а фон останется статичен. Регулировать динамику можно, используя перспективу и баланс. Неплохим способом также будет использование размытого фона со статичной фигурой на нем. В этом случае именно фон «расскажет» зрителям о том, что предмет или человек находится в движении.
Важно также вернуть в кадр объемность изображения. Например, современные зеркальные фотоаппараты вполне способны сымитировать человеческое зрение. Компактные фотоаппараты этого практически не умеют, а вот беззеркальные с большими матрицами — вполне.
Можно также выполнить так называемое логическое деление, то есть поделить картинку на передний, средний и задний планы. При таком разделении очень важно выстраивать логическую цепочку между снимаемыми объектами. Сделать это можно с помощью контрастов (световых и цветовых), а также с помощью пространственных линий. Объединить картинку, создать одно целое можно с помощью тональной и линейной перспектив.
При этом хорошая техника сама по себе не является залогом получения качественных снимков — прежде всего, удачный кадр должен родиться в голове фотографа. Основной совет здесь такой — для того, чтобы научиться понимать свой фотоаппарат, необходимо много практиковаться. Не помешает и анализ — сравнивайте то, что вы видите в реальности с тем, что на самом деле получается на снимке. Именно практикой вы добьетесь полного понимания законов оптики. то есть тех, по которым живет ваш «помощник».
Практика, практика и еще раз практика Главное, чтобы в радость
Да уж, закон есть закон и пренебрегающий ним, значит отказаться сознательно от надлежащего качества снимка.