Для чего нужна бленда. Борьба с бликами
Не все начинающие фотографы понимают серьезность такого элемента объектива, как бленда.
О ней мы сегодня и поговорим.
Бленда — это небольшая конусообразная насадка на объектив круглой формы. Ее функциональность сложно переоценить. Основная задача бленды состоит в отсечении световых лучей которые не участвуют в формировании изображения и предотвращении появления бликов.
Польза бленды на этом не заканчивается:
- бленда защищает объектив от попадания осадков
- при случайном падении объектива может защитить его линзу
По форме бленды бывают:
- круговые (круглые)
- фигурные (лепестковые)
Лепестковые бленды лучше перекрывают паразитный свет, чем круговые. Они сконструированы с учетом соотношения сторон сенсора камеры. Где угол обзора по горизонтали и по вертикали различный.
По материалу изготовления:
- металлические
- пластмассовые
- резиновые
Наиболее распространены пластмассовые бленды. Они легки и в меру прочны.
Бленду стоит подбирать в зависимости от характеристик объектива. Здесь играет роль фокусное расстояние объектива, зум это будет или «фикс», а также на каком фотоаппарате она будет использоваться: зеркальный с кроп-фактором или полный кадр.
Крепление бленд бывает разное: к резьбе на объективе, встроенные в объектив (выдвижные), с обратным креплением (когда бленда не используется ее можно перевернуть и надеть на объектив другой стороной) и др.
Для широкоугольных объективов подбирают, как правило, фигурные короткие бленды. Чтобы они немного прикрывали объектив, но не попадали в поле зрения самого объектива.
Бленды для нормальных объективов до 50мм бывают как фигурные, так и круглые. Средняя длина таких бленд 30-40мм.
Бленды для длиннофокусных объективов делают круглыми, дабы эффективнее отсечь ненужные лучи и блики.
Универсальных бленд не существует. Если подумать логически, чем больше бленда, тем лучше. При выборе нужно удостовериться, что бленда не дает виньетирование (затемнение краев кадра).
Борьба с бликами будет эффективнее, если вместе с блендой вы примените свое мастерство.
Это и построение композиции, когда можно спрятать источник света за каким- либо предметом. Например: фонарь за столбом или солнце за кроной дерева и т.д.
Менее открытая диафрагма также уменьшает количество и характер бликов. Но помните, что сильно закрыв диафрагму, изображение может получиться темным, следите за экспозицией.
Технически можно использовать светофильтры с антибликовым покрытием, что тоже уменьшает количество переотражений.
Нельзя сбрасывать со счетов сами объективы, чем качественнее оптика, тем меньше она подвержена переотражениям внутри самого объектива.
Иногда блики можно использовать как художественный прием в фотографии. Многие фотографы этим приемом успешно пользуются, передавая настроение фотографии. Или подчеркнув силуэт человека при сьемке против солнца.
Возвращаясь к разговору о бленде можно подчеркнуть, что она является самым доступным, простым и эффективным приспособлением для борьбы с бликами и «паразитным» светом при фотосьемке.
Сколько всего нового и название интересное, не слышал. Вот она какая — бленда!
Кстати, вопрос по теме. Есть два объектива Nikon 55-200, один со стабом (VR), второй нет. Внимание вопрос: почему на одном (VR), бленда круглая, а на втором лепестковая? Фокусные расстояния одинаковы, используются на одном типе зеркалок, оба телевики.
Круглую бленду HB-37 можно развернуть и закрепить на стекле для хранения в отличие от HB-34 (чтобы она влезла — нужно зуммировать). Может быть круглая бленда и выглядит менее «профессионально», зато она прочнее.
http://www.nikon.co.il/products/730/900096c9b4/HB_34_L.jpg
http://f52.ru/uploads/stat/hb-37.jpg
Все указывает на то, что HB-34 проектировали с упором на внешний вид, а с VR пошли по пути «меньше понта, больше дела».
Хотя наверно есть случаи когда пол сантиметра козырька могут пригодиться.
Вот и правильно, что с VR по такому пути пошли — сам объектив по конструктиву больше, да и, судя по отзывам, гораздо предпочтительнее, нежели обычный 55-200. Логично предположить, что дополнительные «причиндалы» к нему будут иметь бОльшую функциональную нагрузку, нежели эстетическую.
Бленды это хорошо, но их можно применять только на зеркалках, но подавляющем большинстве мыльниц ими воспользоваться просто нельзя (не предусмотрено конструкцией фотоаппарата). Поэтому человек фотографирующей с помощью мыльниц может защищать свой объектив от солнечных бликов с помощью ладони или другого предмета, расположив его между источником света и объективом (правда при этом надо контролировать, чтобы он в кадр не попал). А вообще, блик-блику рознь, иногда, на художественных фотографиях, блики дополняют сюжет и придают своеобразный интерес к фотографии.
Полностью с Вами согласен, и спасибо за дополнение статьи!!!
Я приобрел чудо-мыльницу Sony RX100 и хочу приспособить к ней на кронштейне поляризационный фильтр с блендой. Спасибо за статью.