Правила композиций в фотографии
Глядя на ту или иную фотографию, мы можем часами рассматривать изображение на ней или же сразу отвести взгляд. Почему одни фотографии притягивают наше внимание, а другие – нет?
Наличие профессиональной аппаратуры – совсем не залог качественных снимков. Всё дело в умении правильно скомпоновать объекты в кадре. Научиться этому поможет знание основ композиции в фотографии.
Композиция (от лат. «compositio», что означает «соединение») – это грамотное сочетание объектов в кадре.
Рассмотрим несколько основных правил композиции:
Композиция в фотографии: Правило третей
Это простейшее правило композиции, которое обязаны знать даже новички. Заключается оно в следующем: кадр делится на три равные горизонтальные и вертикальные части. По этим линиям располагаются ключевые области изображения. Несколько примеров расположения объектов в соответствии с правилом третей:
- горизонт в пейзажных фотографиях располагается не по центру кадра, а на уровне верхней или нижней горизонтальной линии этой сетки;
- вершины гор гармонично смотрятся в кадре, если расположить их по верхней горизонтальной линии;
- одинокое дерево или столб будут эффектно смотреться на фотографии, если их сдвинуть от центра кадра к левой или правой вертикальной черте.
Композиция в фотографии: Правило золотого сечения
Гармонизировать изображение можно, разместив элементы в кадре по точкам золотого сечения.
Понятие «Золотого сечения» пришло в современную фотографию со времён Леонардо да Винчи и Евклида. На протяжении многих веков правилом «Золотого сечения» пользовались всемирно известные художники, создавая свои шедевры.
Точки, расположенные в 1/3 от вертикальных и горизонтальных границ кадра, наиболее удачные для размещения объектов съемки, т.е. точки пересечения линий из правила третей и будут точками золотого сечения. Размещённые в этих зрительных точках элементы фотографии на подсознательном уровне притягивают внимание зрителя.
Композиция в фотографии: Правило диагоналей
Соблюдение правила диагоналей поможет улучшить снимки. Суть правила диагоналей заключается в том, что важные объекты располагаются в кадре по линии слева вниз, либо слева вверх. Восходящие линии приводят кадр в движение, ассоциируются с динамикой. А нисходящие – настраивают зрителя на спокойствие, умиротворение.
Линии не должны быть ровными. Диагональной направляющей может служить дорога, рельсы, ветка дерева и другое.
Композиция в фотографии: Точка съемки или Ракурс
Важно правильно выбрать ракурс, если хотите получить снимок, который вызовет у зрителя те или иные эмоции.
Несколько простых правил размещения ракурса:
- Если фотографировать человека снизу вверх (т.е. точка съемки ниже уровня глаз), возникает искажение – голова кажется меньше, а ноги – длиннее. Такое расположение точки съемки подходит, если объекту требуется предать некой величественности, «монументальности». С этого ракурса можно фотографировать динамичные сцены: прыжки, танцы, бег.
- Напротив, точка съемки выше уровня глаз сделает объект более статичным. При этом объект кажется меньше, чем в реальности.
- Точка съемки портрета должна располагаться на уровне глаз модели.
- Фотографируя животных или детей, нужно опустить точку съемки до уровня их глаз.
Существует ещё множество различных правил композиции в фотографии, в этом обзоре затронуты только основополагающие моменты, которые должен знать каждый. Больше принципов композиции в следующих обзорах. Удачных кадров!